Великий канон святого преподобного Андрея Критского. Часть 3

6 марта 2009 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов) — клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга, проректор Екатеринбургской духовной семинарии.

– Мы продолжаем цикл бесед, посвященных Великому посту, богослужениям Великого поста. В частности,  обсуждаем вопросы, связанные с каноном преподобного Андрея Критского. Сегодня продолжаем эту тему. На Великом повечерии читается канон Андрея Критского; и мы слышим песнопение «С нами Бог», которое звучит уже после Великого канона. Может быть, начнем с того, что это за песнопение? Оно достаточно живо исполняется, остается в умах верующих людей.

– Да, я бы сказал, что это песнопение – некий символ, образ самого богослужения. В каждом богослужении есть какое-то песнопение, которое его определяет. Например, на вечерне это гимн «Свете тихий», на утрени – великое славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Для повечерия таким ключевым песнопением, которое задает тон всему богослужению, наверное, будет как раз песнопение «С нами Бог». Это подтверждает и сама практика, литургическая традиция, даже традиция религиозного быта нашего народа. Здесь, наверное, уместно вспомнить замечательное произведение Ивана Шмелева «Лето Господне», где повествование ведется от лица мальчика, как он переживает церковно-религиозную жизнь, как описывает последние дни перед Великим постом, Масленицу. Вот наступил понедельник, как меняется картина? Серое небо, раздающийся унылый звук колокола, плывущий в чистом морозном воздухе. И там упоминается, в частности, о том, что «сегодня вечером мы пойдем на мефимоны». Слово многим неизвестно. На самом деле это звучание греческого текста «С нами Бог».

Таким образом, мы видим, что именно это песнопение определяет само богослужение с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Он читается в первые четыре дня первой седмицы в самом начале поста и задает, как некий камертон для всего этого периода, тон покаяния, смирения, к которому призывает нас этот канон.

– Мы как раз поговорим о Великом каноне Андрея Критского. Часто можно в тропарях канона услышать словосочетание «блудная душа» и тому подобное. Это у современного человека вызывает смущение. Какой именно смысл это несет для понимания текста канона?

– Действительно, если мы обратимся к аскетической литературе, в том числе к литургической традиции, гимнографическому материалу, то увидим широкое употребление  понятия «блуд». В сознании современного человека, как правило, это слово воспринимается как устаревшее, как суженное понятие определенного греха: блуд как вступление в телесные отношения мужчины и женщины вне брака. Только в таком определении понимается. Но на самом деле в литургическом языке слово «блуд» имеет значительно более широкое понимание. Кстати, я хотел бы сказать, что и в русском языке истинное значение этого слова сохранилось  в глаголе «заблудиться». Кто-то заблудился в лесу или в своих мыслях. Тот же самый корень «блуд», но значение, в котором мы употребляем это слово, – потерялся.

Такое истинное значение слова «блуд» в церковнославянском языке и в литургической терминологии – это именно потеря, утрата, уход в сторону, отклонение от истины. Соответственно, если мы говорим «соблудил в мыслях», – значит, утратил целомудрие, потерял истинную цель, отклонился в сторону. Хотя, конечно, есть и случаи, где слово употребляется в обычном, традиционном понимании, узком (когда в Евангелии мы встречаем историю женщины блудницы). Такое определение по отношении к личности, очевидно, означает именно, что человеку присущ этот грех, телесный, плотской, проявление страсти. А когда мы говорим это уже в не обращенном к личности определении (например, «блудный сын»), это означает, что человек потерял некую цельность ума и уклонился в сторону. Он покидает отчий дом, идет на сторону. Видимо, в его жизни проявляются все грехи, в том числе собственно грех блуда. Так что определение «блудный сын» имеет и более широкое значение – как вообще ушедший, бросивший отца, оставивший цель, потерявший назначение в своей жизни.

– Вопрос телезрителя: «Царь Ирод, связанный с избиением младенцев, и царь Ирод в истории с усекновением главы Иоанна Предтечи – это одно и то же лицо?»

– Это разные лица. В первом случае, когда речь идет об избиении младенцев в Вифлееме, подразумевается царь Ирод Великий, который воцарился незадолго до пришествия в мир Спасителя.  Он был не из рода Давидова, поэтому в этот момент как раз исполняется пророчество пророка Даниила и более ранние пророчества, указывающие, что когда оскудеет от престола семя Давидово, прекратится, тогда и придет Спаситель. Царь Ирод Великий скончался в июле в 4 году до н. э., современная наука установила этот факт. Соответственно, в истории, где повествуется о взятии под стражу Иоанна Предтечи, речь идет об Ироде Агриппе, сыне Ирода Великого. После смерти Ирода Палестина была разделена на области – Иудею, Галилею, Десятиградие… В каждой из этих частей были поставлены тетрархи, уже не имеющие царского достоинства. Хотя Ирод, убивший Иоанна Предтечу, именуется  царем, но у них уже не та была мера власти, какой обладал еще царь Ирод Великий.

– И вообще евангельская история знает нескольких Иродов.

– Да.

– Мы возвращаемся к теме канона преподобного Андрея Критского. Мы остановились на теме блуда, которая тонкой нитью проходит через многие тропари. Основная мысль заключается в том, что тема блуда подразумевает под собой достаточно широкий смысл?

– Да, как мы сказали, подразумевается широкий смысл. То есть вполне уместно такое выражение, например: «душе моя впала в блуд». Но это еще не означает, что прямо подразумевается плотской грех. Впала в блуд – то есть уклонилась, потеряла некий образ в поведении, это утрата цельности. Уподобление тому, о чем мы сказали, – как человек заблудился в лесу, так же душа заблудилась, потеряла путь к Богу.

– Этот образ ведь достаточно близок человеку. Если мы разбираем чисто в узком понятии тему блуда, то для человека он близок: понятно, как происходит отпадение человека от Бога.

– Да, и это тоже. Конечно, можно так сказать, что этот грех один из тяжких плотских грехов, которые полагают некую пропасть между человеком и Богом. Поэтому в аскетических творениях святых отцов, например в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, эти плотские, телесные грехи – самые низменные. Невозможно достичь чего-либо, не преодолев в себе тяготение к этой страсти, проявление ее. Когда человек будет способен совладать с похотью телесной, с позывами плоти и  управлять этим, тогда перед ним откроются более тонкие, сложные материи в противостоянии греху – зависти, гордости, тщеславию и так далее. То есть это грехи мысленные уже.

– Вопрос телезрительницы: «Хочу поблагодарить батюшку за очень подробные объяснения. Скажите, покаянный канон можно читать в первые четыре дня или еще в течение года когда-нибудь? Например, хочется покаяться в чем-то, дома можно его читать?»

– Я полагаю, что, конечно же, можно. Даже в определенные моменты это может быть и полезно. Великий покаянный канон мы читаем Великим постом именно потому, что это период, когда мы ставим себе задачу сугубого духовного делания. Вообще как таковая тема покаяния проходит через большинство песнопений, которые поются в богослужении. Через молитвы. И когда мы готовимся к Святому Причастию, мы обязательно читаем покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому читать Великий покаянный канон, конечно, можно и в другое время. Может быть, неуместным будет его чтение только в Светлую седмицу, когда мы воспеваем Воскресение Христово и уместнее петь и читать именно пасхальный канон. С другой стороны, кроме Великого поста есть еще Петров пост по окончании праздничного периода после Пасхи, Пятидесятницы; есть пост Успенский; наконец, продолжительный Рождественский пост. Это тоже время подвига, покаяния, когда в качестве домашнего упражнения также можно читать этот канон.

Но, наверное, будет лучше, если подобные включения в домашнее правило будут обсуждаться с духовником. Он уже по духовному развитию, становлению человека будет дозировать, стоит или нет, когда, как часто, в какие моменты нужно, а где нет… Ведь бывает неразумное делание в подвиге поста… Например, пост, не сопрягаемый с молитвою, оказывается бесплодным и может привести к худшему состоянию. Даже и сопрягаемый с молитвой, но без должного смирения, без постоянного памятования… Вот пример фарисея. Мы слышим этот евангельский пример у Андрея Критского: он призывает свою душу уподобить в смирении душе мытаря, не следовать фарисею, который хоть и был праведен и молился Богу, соблюдал пост, тем не менее не наследовал спасения, а лишился его по гордости. Даже такое словосочетание странное: молитвенное озлобление. Это тоже одно из возможных последствий неразумного духовного делания. Поэтому, конечно, хорошо, когда у человека есть духовный руководитель, духовно опытный человек, могущий вовремя подсказать, остановить; с небес, как говорится, поставить на землю.

– Вопрос телезрительницы: «У меня сахарный диабет. Я хочу причаститься, исповедоваться, но эту неделю ем масло растительное. Я не ем мясо, птицу, но без масла растительного не могу. Расскажите, как можно будет причаститься, я так сильно хочу!» (Плачет.)

– Думаю, по тем эмоциям, которые мы имеем возможность слышать, ее душа действительно страждет, ищет этого утешения в соединении со Христом. Полагаю, что чуткий духовник, священник это тоже заметит. Такого рода нарушение поста все-таки не совершенное отрицание поста. Я бы назвал его послаблением. Может быть, к этому есть достаточные причины, и они, конечно, будут учтены и не послужат препятствием. Мы всегда говорим о том, что в соблюдении поста главным все-таки является не четкое, буквальное исполнение чего-то, хотя это хорошо, но главным является то, чтобы мы, исполняя дисциплину поста, все-таки стремились к обретению духовных даров. Не для того, чтобы нанести вред своему здоровью, но для того, чтобы, ограничивая себя в пище, достичь состояния утонченного, более духовно восприимчивого. Восприимчивость эта обостряется тогда, когда мы ограничиваем себя в питании. Когда есть немощи телесные, то определенная степень послабления возможна в посте, но это нужно делать, посоветовавшись. Если нет возможности посоветоваться, может быть, самому принять такое решение, строго к себе подходя – не с тем, чтобы оправдать себя своей немощью, но с тем, чтобы сохранять здоровье телесное, силы для духовного делания. Может быть, послабляя себя в телесном воздержании, больше уделить времени для молитвы, для стяжания добродетелей, совершая дела милосердия, помогая ближнему. Таким образом это компенсировать, что ли.

– Наверное, стоит повториться еще и еще раз, что если возникают какие-то проблемы с постом, именно с трапезой, нужно не бояться подойти к священнику и решить этот вопрос.

– Да, в первую очередь подойти к священнику. Проконсультироваться и с врачом. Теперь многие врачи тоже верующие, они прекрасно это понимают, дадут дельный совет, что необходимо, а в чем можно воздержаться, что не так обязательно. Посоветовавшись с врачом, со священником, соблюдать ту меру поста, которую мы можем понести. Но именно с тем, чтобы, пройдя этот путь, какие-то плоды стяжать, чего-то достичь, какого-то изменения. Вкушая весь пост молоко, если того требует здоровье,  навсегда, например, избавиться от такого греха, как осуждение ближних.

– Я процитирую один из тропарей канона Андрея Критского, который читался сегодня, в среду, на великом повечерии: «Погубих первозданную доброту и благолепие мое и ныне лежу наг и стыждуся». О какой наготе идет речь, как здесь понимать эти в чем-то непонятные слова?

– Помимо библейских образов, к которым обращается автор канона (как к примеру жизни греховной и жизни праведной, как к образцу для подражаний и, напротив, к тому, чего следует избегать), у него присутствует очень много богословия в прямом смысле этого слова. Этот тропарь  – как раз очень хороший пример. Он в поэтических образах. Богозданная красота и нагота, которой я срамлюсь, есть указание на историю творения человека. Ибо все, что сотворил Бог, есть благо, добро, Он Сам об этом говорит. Соответственно, по грехопадении человек, как нам указывает Священное Писание, вкусил запретный плод познания добра и зла, о котором змей льстиво сказал: если вы его вкусите, то не умрете; Бог вас обманул, когда сказал, что вы умрете; вы будете знать всё как боги. Этим соблазнившись, они вкушают. И что? Каков результат? Они видят, что они наги, и испытывают стыд.

Это состояние богозданной красоты, когда человек воспринимал окружающий мир, видя в нем только красивое и доброе, когда в нем не было ничего порочного. Соответственно, жизнь человека по грехопадении – это и наша в том числе жизнь, когда мы чаще замечаем в другом человеке не доброе, а худое. Не случайно же и в Евангелии Христос эти слова приводит, говорит, обличая фарисеев, о том, чтобы в первую очередь у себя в глазу видели бревно, а не замечали соринку в глазу ближнего. Мы склонны в других видеть плохое, а в себе плохого не замечать. Вот, по существу, результат грехопадения, следствие грехопадения человека и изменения природы человека. Природа человека сложная – телесная и духовная. Поражение одного неминуемо скажется на другом, потому что связь между двумя составляющими – телом и духом человека – неразрывна. Потому и смерть, Бог сказал, последует: вкусите плод – и умрете. Человек не умер тут же, но смерть тем не менее наступила, потому что человек утратил цельность. Соответственно, наша цель, в том числе в нашей жизни духовной, в подвиге совершения поста – стремление к обретению этой цельности, когда дух является определяющим. Воля согласуется с волей Божией и не плотские позывы являются  движущим в нашей жизни, а разум, который должен воспарять к небесному, человек должен стремиться к Богу, так чтобы в конечном счете мы вместе с апостолом Павлом могли сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос.

– Вопрос: «Я в течение уже нескольких лет читаю в Великий пост Псалтирь, в течение первых сорока дней дважды прочитываю. Целесообразно ли это? Или, может быть, читать что-то другое?»

– Чтение Псалтири – очень хорошая духовная практика. Во-первых, потому, что книга псалмов – это книга Священного Писания, это богодухновенная книга. По существу, это молитва. Книга исполнена и молитвенности, и глубокого назидания, в том числе нравственного. Во многих псалмах мы видим образ праведника, который  гоним  преследователями и взывает к Богу. Все это, на мой взгляд, как нельзя лучше является духовной школой. Как пример можно привести практику египетских подвижников, молитвенная жизнь которых, в принципе, в основном как раз сконцентрирована на постоянном чтении Псалтири. Псалтирь в древности знали наизусть. Псалмы пели, как мы теперь поем песни. Для человека духовного,  подвижника, отшельника в пустыне  Псалтирь заполняла всю его жизнь. Псалтирь воспевали во всякое время дня и ночи. Многие из подвижников, зная наизусть Псалтирь, пропевали ее за сутки целиком, все 150 псалмов.

Практика эта правильна потому, что Великим постом мы читаем Псалтирь больше, чем в остальные дни года. По уставу Псалтирь в седмицы Великого поста прочитывается дважды за одну седмицу в богослужении, тогда как в обычное время года она должна прочитываться единожды – двадцать кафизм за одну неделю. Вообще в практике русского благочестия чтение Псалтири не ограничивали временем поста, а делали это круглогодично, вместе с молитвенным правилом. К молитвам вечерним, например, присовокупляли чтение одной кафизмы, плюс чтение Священного Писания. Поэтому я похвалю нашего телезрителя за эту практику. Может быть, посоветую к этому присоединить чтение Священного Писания, чтение Евангелия,  например по главе.

– Время эфира подошло к концу. Все вопросы разобрать не успели, но, думаю, завтра поговорим о литургии Преждеосвященных Даров и завершим наш цикл, посвященный вопросам, связанным с каноном преподобного Андрея Критского.

– Да, и я надеюсь, что цикл программ, который мы сделали в эти дни – первые дни Великого поста, – будет хорошим уроком, кому-то поможет по-новому взглянуть на богослужение. Мы старались сказать о словах, которые непонятны, но если постараться к слуху приложить еще внутреннее состояние, внутреннее устремление к пониманию, думаю, Господь поможет каждому человеку, стремящемуся к разумению, к пониманию, многое понять. Это откроется, если мы будем присовокуплять к посту еще и молитву. Завтра мы услышим еще часть канона преподобного Андрея Критского. Думаю, может быть, кто-то, кто смотрел нас сегодня, хотя бы в этот день постарается прийти в церковь, помолиться, чтобы получить этот настрой, о котором мы сегодня говорили, эту ноту покаяния. А те, кто не сможет, получат эту возможность по прошествии нескольких седмиц, потому что полностью весь Великий покаянный канон будет снова читаться в среду вечером на пятой седмице Великого поста.

– Спасибо за сегодняшнюю беседу.

– Господь да благословит всех нас и укрепит в несении подвига поста.

Ведущий Даниил Рябинин

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать